Здравствуйте, дорогой Борис Матвеевич.

 

Итак, «Что может дать человеку (как хорошего, так и плохого) понимание ФВБ в той интерпретации, в какой понимаете вы?»

Борис Матвеевич, если я сейчас возьмусь отвечать на этот вопрос, то непременно это будет чистым теоретизированием. Лично я вообще не верю в то, что понимание чего бы то ни было может изменить какие –то глубинные установки в сознании или сместить в мире балланс добродетели. Примеры из истории нам показывают, что решающим фактором здесь являются биологические, а не ментальные мотивы. Войны и убийства это, как правило, средство приобретения определенных благ за счет других. На руках христиан, принесших в мир высочайшие образцы нравственности, не меньше крови, чем на руках язычников. Посему, я не стал бы уповать и на ФВБ. Ведь, даже если предположить, что понимание этих тонких вещей станет общим достоянием, животная компонента, доминирующая в человеческих сообществах, останется.

Я эти вопросы глубоко не продумывал. И то, что сейчас пишу  -  это первое, что пришло на ум. Возможно, я и ошибаюсь. Предположим, что это так. Допустим, Sapiens – компонента в человеке превалирует. Что тогда может изменить в менталитете понимание ФВБ. К сожалению, как я понимаю, здесь необходимо уточнить, о каком варианте ФВБ идет речь. Ведь мы в наших с вами обсуждениях убедились, что таких вариантов может быть по меньшей мере несколько. И от того, какой вариант рассматривать будут зависеть и выводы. Далее я буду говорить о своем варианте.

Я попытаюсь ответить на ваш вопрос: « Если я пойму, что я взорвал самолет, и он упал на меня, лежащего на пляже, то что измениться в системе моих ценностей, если я никак не смогу этим процессом управлять? Если же не смогу управлять, то скорее - не система ценностей «поплывет», а «крыша поедет». Это нас ждет?». Во-первых, сразу же скажу, что «крыша» не поедет. Если уж крыша не поехала от материалистического небытия, то и от этого не поедет. И вообще вся эта философия совершенно безразлична обывателю, живущему сегодняшним днем,- небытие, если оно завтра, а не сегодня, его уже не волнует. Ну ладно, оставим обывателя в покое и поговорим о том, что изменится в системе ценностей романтика-утописта. У моего варианта ФВБ есть два аспекта, которые, по идее, могут повлиять на менталитет. Первый – общий для всех вариантов - это сам факт вечности бытия. И второй – специфический -   это то, что «Я» едино, и потому я и камикадзе, ведущий самолет на таран, и жертва одновременно.  Что изменится, если человек поймет, что он обречен на вечную жизнь? Возможно, что варварское отношение к жизни, диктуемое пониманием того, что жизнь дана один раз и потому прожить ее надо «весело», сменится новым разумным и взвешенным подходом. Человек не станет во что бы то ни стало, даже ценою сделки с совестью, добиваться своих корыстных целей. Изменится и отношение к культурному наследию. Если я буду рассматривать свою работу, как продолжение того, что не успел сделать раньше, в своей прошлой биологической жизни, то несомненно это будет иметь положительный эффект. Ведь к плодам своего труда мы относимся куда более ревностно, чем к тому, что делают другие. Ребенок, своими руками смастеривший примитивную игрушку, ценит ее гораздо больше купленной. Мы должны стать лучше, если, достижения и ошибки своих отцов будем ощущать, как свои собственные. Так я думал бы, если бы позволил себе быть романтиком-идеалистом.    

Теперь другой аспект. Возможно, человек перестал бы убивать другого, поняв, что при этом он убивает себя. Лично я в, казалось бы, парадоксальном наставлении Нового завета любить своих врагов, всегда чувствовал некий глубокий скрытый смысл. В контексте моей интерпретации ФВБ этот смысл проясняется. С другой стороны понимание ФВБ может привести к более легкомысленному отношению к этой конкретной жизни. Впрочем, все это довольно трудно проанализировать. Здесь нужно уже быть психологом. Конечно, все это приведет и к более прагматическому отношению к жизни. Это всегда так бывает, когда уходит тайна, уступая место пониманию. Возможно, мы более спокойно, без лишних эмоций будем относиться к эфтаназии, а так же к клонированию и другим биотехнологиям. Наверное, если подумать, есть множество и других социальных аспектов.

{...}

 

Ваш Саша.

 

 

Back Up Next

 

 

 

Hosted by uCoz