Борис Матвеевич, здравствуйте!

 

Итак моя модель и подсознание, наркоз и смерть, эволюция, социальные моменты. Все эти вопросы связаны, но попробую по порядку. Итак подсознание.

Перед тем, как начать отвечать, необходимо очертить сам объект, чтобы быть уверенным, что говоря о подсознании, мы имеем в виду одно и тоже. Бытовое понимание этого термина обозначет некий сорт психических феноменов, сводящихся к  спонтанной актуализации неких идей или смыслов доселе скрытых от субъекта. Однако, мы пониманием, что это только внешняя сторона явления и, в действительности, подсознание является элементом сознания. Может ли быть сознание, а следовательно и подсознание элементом позитивного знания вопрос неочевидный.

В контексте моего понимания сознания, как процесса актуализации (проецирования) мирового вектора «Я», отождествляющего собой некую глобальную сущность (алгоритм, вычисляющий состояния мира), подсознание можно понимать, как потенциальное бытие «Я». Другими словами, бытие  без редукции «Я» в конкретные обстоятельства.   Как я уже говорил, «жизнь» чистого мирового состояния «Я» в промежутках между актуализациями (актами сознания) протекает в вышележащем слое  - тонком мире в котором могут существовать понятия, доступные только нашему подсознанию, но утрачивающие свою полноту после актуализации. Такое поведение модели отражает наше действительное представление о подсознании. Действительно, в подсознании иногда всплывают образы и события не имеющие прямого отношения к действительности, но неким косвенным образом коррелирующие с ней (архетипы?). Здесь нужно уметь интерпретировать. Психоанализ Фрейда это одна из попыток перебросить мост между двумя слоями сознания. Творчество, интуиция, научные прозрения и.т.д – все это проявления подсознательного. Подсознание является основой и источником нашей духовной жизни.Человек без подсознания – просто машина. Другими словами, подсознание – неотъемлемая часть в структуре сознания.

Медитацию, а возможно наркоз и даже смерть я понимаю как уход в подсознание. Механизм здесь один. Исчезают по той или иной причине внешние раздражители (голвная боль это конечно же внешний раздражитель по отношению к «Я»), которые, по аналогии с некоторыми физическими факторами, приводят к редукции чистого подсознательного (или лучше сказать досознательного) состояния «Я».

Рассмотрим прибор, измеряющий некоторое квантовое состояние. Например, состояние свободного электрона. Волновая функция электрона пролетающего через прибор редуцирует в состояние со спином вверх или вниз, только в том случае, если выбрано направление. Допустим такое направление  задает наш прибор в соответствии с неким внешним раздражителем. Если же прибор утратил свои функции в результате поломки (смерти) или его просто выключили экспериментаторы (ушли на обеденный перерыв) то электрон находится в состоянии суперпозиции  – это аналог бессознательного существования. Что в этом примере является аналогом человеческого тела, где там «Я»,  где сознание и подсознание?

Сам прибор – человеческое тело, с его памятью, интеллектом и органами чувств.

Измеряемое квантовое состояние – Это мое имманентное «Я».

Процесс коллапса квантового состояния – акт сознания провоцирующий рефлексивные акты (экспликация досознательных смыслов на языке грубого слоя).

Состояние системы между измерениями – подсознательное состояние.

 

Здесь может возникнуть ощущение некоторой искусственности модели. Человек это синтез всего перечисленного, скажете вы, тогда, как в нашем примере, где проводится аналогия с процессом измерения, прибор и измеряемое квантовое состояние разные не связанные сущности.

В действительности дело обстоит не так просто и мы, пытаясь упростить картину для облегчения понимания, едва ли не «выплеснули ребенка». Дело в том, что «Я» это полная мировая функция, тоесть это суперпозиция состояния прибора и состояния остального мира. Так, если предположить, что мир это только прибор и измеряемый электрон, то вектор «Я» следует отождествить с суперпозицией состояний прибора и электрона. В процессе измерения (осознания) не электрон переходит в одно из своих состояний, но вся система переходит в одно из своих конфигурационных состояний.  Точно также человек и остальная часть мира это единая целая сущность. Но эта мировая целостность не гомогенна,- она состоит из частей. А между частями существуют априорные отношения, порждающие множество мировых состояний.  Все состояния мира существуют актуально и вневременно. Понятие же времени, как я показал в «Алгоритмической модели» существует только для субъекта, поэтому для субъекта указанное множество состояний нумеруется им по временным меткам. Возникает история, а вместе с ней и то, что мы называем эволюцией. Почему же тогда эволюция это развитие и усложнение форм?, - спросите вы. Ведь из изложенного этого не следует. Но если уж быть до конца последовательным, то следует заметить, что усложненяется и развается только субъект и его непосредственне окружение – то, что мы называем цивилизацией. Тогда, как в остальной части Вселенной мы наблюдаем распад и хаос – температура реликтового излучения уменьшается, водород и другие элементы выгорают в ядерных «топках» звезд. Затем свое «черное» дело завершает гравитация, выдавливая из протонов электроны и обезличивая их в гигантских квантовых «каплях» нейтронных звезд. Наверное процессы деградации материи идут и глубже, но мы об этом мало знаем. Одним словом, в окружающем нас мире происходит возрастание энтропии.

 Мы видим, что вопрос эволюции тесно связан с проблемой энтропии, а последняя в свою очередь с заброшенной нами проблемой детерминизма и необратимости. Я много думал над этими вопросами и на мой взгляд нашел самосогласованное, непротиворечивое решение, хотя и требующее довольно сильных исходных предположений. В частности следует полагать мир конечным и онтологизировать возникающую при этом субъективную физическую неполноту мира, приводящую к многослойности реальности.

Сейчас я грубыми мазками нарисую схему решения проблемы энтропии, которая подробно изложена мной в «Алгоритмической модели».

Итак мир конечен. Это некая замкнутая, изолированная для внешнего наблюдателя система.   Одновременное выполнение условий изолированности и конечности немедленно приводит к сохранению информации или, что тоже самое сохранению энтропии этой системы. Наложение  второго условия позволяет исключить невычислимые фазовые траектории и тем самым реализовать эргодичность Больцмана. Именно это требуется, чтобы энтропия системы не возрастала. Итак энтропия  изолированного конечного мира постоянна.  Рассмотрим для простоты N битный мир. Если все состояния равноправны (а у нас нет оснований выделить одно из них или группу, ибо эти состояния элементарны и неразличимы), то информация, о том в каком из состояний находится мир для внешнего гипотетического наблюдателя будет равна N битам. Далее, следуя обычному нашему приему, перейдем в «систему координат» субъекта. И предоставим субъекту вычислить энтропию его мира. Вследствие того, что субъект, как часть того же мира занимает часть битов из N (для организации памяти), оставшаяся часть мира представляется ему несколько более «крупнозернистой» – состояния, которые он может различить, и которые мы называем «физическими» вырождены по фундаментальным состояниям, которые можно назвать «алгоритмическими». Ясно, что вследствие этого, энтропия, которую он вычислит и которую назовет «субъективной» (а может быть он назовет ее даже объективной) будет меньше истинной энтропии, вычисленной внешним наблюдателем. Энтропия, вычисляемая субъектом  зависит от состояния мира. Чем больше мировых ресурсов (количество бит) занимает субъект, тем больше субъективная энтропия мира. Таким образом мы имеем  целую шкалу (спектр) состояний субъекта-в-мире, в которых мир для субъекта имеет ту или иную энтропию. S1, S2,.S3,…,Sn  . Эти состояния Я1, Я2, Я3, …, Яn . Напомним еще раз, что все эти состояния суть вектора  в пространстве тут-бытия существуют единовременно как ансамбль. И значит о времени пока нет речи. Рассмотрим субъект «Яi». Он является проекцией «Я» в состояние с определенной энтропией Si Когда я осознаю себя личностью «Яi», то в этом проявляется способ бытия отношения состояния  «Яi» и инварианта «Я». Этот способ состоит в проецировании. Как мы уже говорили субъект трансцендирует свою конечную сущность, ибо его сознание проистекает из досознательного «Я». Таким образом ему становятся доступны другие сотояния сознания, соответствующие разным энтропиям. Сознание ранжирует эти состояния по признаку возрастания энтропии S1<S2<S3<…<Sn . Таким образом возникает представление (смысл) стрелы времени. Времени, как такового, нет, а есть хорошо упорядоченное множество состояний. Я вчера, Я сегодня, Я завтра, Я послезавтра и.т.д. Ощущение же длительности это только работа адаптивного механизма мозга. Таким образом, эволюции тоже нет, а есть множество состояний различной упорядоченности. Истории тоже нет. Причинность имеет сходное субъективное происхождение. Однако, не следует драматизировать ситуацию. Ведь мы отрицаем перечисленные сущности, только как абсолютно реальные. Но абсолютная реальность это химера. Нет ничего реальнее субъективной реальности, ибо это единственная реальность данная субъекту. Приведем такой пример. Поместим физика - теоретика в специально сконструированный «скафандр» искажающий определенным образом приходящие из внешнего мира сигналы. Так трава в таком «скафандре» будет казаться красной, снег горячим и.т.д. Какую физику построит наш теоретик?. Очевидно, физику вполне пригодную для описания нашего обычного мира. Несмотря на то, что уравнения и интерпретация явлений будут иметь несколько необычный вид. Так и мы в «скафандре» своей субъективности без особых проблем создаем работающие модели физической реальности, даже не задумываясь о том, что времени, как такового, и линейной причинности может и не быть, а наша интерпретация это следствие субъективного видения мира.

 

Борис Матвеевич, хочется скорее отправить письмо, тем более, что дело пошло к четырем утра, поэтому о социальном моменте в следующем письме.

{...}

Всего доброго и спокойной ночи.

Саша.

 

Back Up Next

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz